Переяслав-Хмельницький колаж
місто Переяслав та Переяслав-Хмельницький район
Головна » Історія » Православні сповідники в новітній історії переяславського краю (за матеріалами архівно-слідчої справи № 540)

Православні сповідники в новітній історії переяславського краю (за матеріалами архівно-слідчої справи № 540)

Архівно-слідчі справи є масовим видом історичних джерел, здатним розкрити різноманітні аспекти новітньої історії України в часи радянських репресій, зокрема, їхню реальну спрямованість проти категорій і груп населення, біографічні дані і долю окремих жертв. Вони займають вагоме місце серед розсекреченого джерельного комплексу архівів радянських спецслужб. Особливо велика кількість справ стосується періоду 1937-1938 рр., який вже багато років іменують "Великим терором".

У даній статті подаємо окремі дані архівно-слідчої справи № 540, де за ст. 54- ІІ УК УРСР звинувачувалась група попів-тихонівців, які мешкали на території Переяславщини, а саме:

Копа-Овдієнко Василь Тимофійович, 1882 р. н., родом із с. Гайшин, проживав у м. Переяславі, судимий за к/р діяльність в 1930 р.;

Стеценко Микола Микитович, 1898 р. н., безприходний піп, судимий в 1931 р. за к/р діяльність на 3 роки висилки;

Михайловський Григорій Іванович, 1871 р. н., безприходний піп, тричі оштрафований за нелегальне здійснення релігійних обрядів;

Голубєв Георгій Степанович, 1888 р. н., безприходний піп, який прибув до Переяслава з м. Києва, притягувався до адміністративної відповідальності за бродячий спосіб життя;

Голобородько Іван Григорович, 1872 р. н., родом із с. Любарці Бориспільського району, безприходний піп;

Голобородько Георгій Григорович, 1867 р. н., с. Любарці Бориспільського району, безприходний піп;

Свириденко Степан Терентійович, 1883 р. н., родом із с. Панфили Переяславського району, куркуль, розкуркулений в 1930 р., судимий в 1927 р. [1, с. 2].

Дані матеріали подаються мовою оригіналу.

Голобородько Георгий Григорьевич

Анкета

Дата рождения: 7 апреля 1867 г.
Место рождения: с. Люборцы Бориспольского района, Киевской обл.
Место жительства: г. Переяслав Киевской обл.

- протоиерей в Малой Александровке Бориспольского р-на Киевской обл.
- окончил Полтавскую духовную семинарию.
- дочь Зинаида Ананченко (учитель)
- священник старо-славянской ориентации [2, с. 10].

Голобородько Георгий Григорьевич

Допрос

Я агитации не вёл, провокационных слухов не распускал. Из Мало-Александровки никто не приезжал, а из с. Сошникова приезжала хозяйка. Наставлений никаких не давал.

Вопрос: «Вы признаете себя виновным в проведении антисоветской агитации и распространении контрреволюционных слухов о войне и поражении Советской власти?

Ответ: «Нет, не признаю. Я против власти ничего не говорил».

В: Скажите Голобородько, с какого времени вы проживаете в Переяславе?

О: В г. Переяславе я проживаю вместе с братом Иваном с 1935 г. Постоянной работы не имею, периодически работаю поденно.

В: Скажите Голобородько, где вы проживали до Переяславского района?

О: Проживал я с 1930 по 1935 г. в с. Малая Александровка Бориспольского района, где был на приходе, после закрытия церкви переехал в Переяслав.

В: Скажите Голобородько, кого вы знаете из попов в Переяславе?

О: Стеценко Николая, Копу-Овдиенко Василия, Михайловского Григория и других.

В: Вы Голобородько, бродяжничая, вели среди населения контрреволюционную агитацию и распространяли контрреволюционные провокационные слухи о войне и гибели советской власти.

Следствию известно, что к вам приезжали церковники из Малой Александровки и из Сошникова и вы с братом Иваном Григорьевичем наставляли их на открытие церквей.

Вы с Копой-Овдиенко обменивались информацией о событиях в селах Пристромах и Сошникове.

О: Я Копе-Овдиенко ничего не говорил, но от него в городском саду слышал, когда он при публике рассказывал, что в с. Пристромах верующие защищают церковь, забрали у сельсовета ключи и побили коммунистов [3, с. 12].

Показания свидетелей

Гр-на Гоярина Николая Федоровича

Голобородько Иван и Георгий живут вместе, оба одного мнения, что надо надеяться только лишь на то, что придут немцы, освободят нас от ига и нужды. Не так давно перед их арестом я встретился с ними, кой-кто из попов был уже арестован. Они, делясь со мной об арестах, говорили, что смотри, начинают по селам арестовывать некоторых священников, это как видно перед войной, значит ждать освобождения недолго, только бы дал Бог, чтоб не арестовали, а потом надо куда-нибудь на время выехать, где бы нас не знали. Мы уверены, что перемена будет и тут же мне рассказали о том, что в с. Сошникове идет работа по сбору подписей за открытие церкви, к ним, как я знаю, приезжают из Сошникова ихние приверженцы из церковников [4, с. 15].

Голубев Георгий Степанович

Анкета

22 апреля 1888 г., г. Киев
г. Переяслав, ул. Кана № 6
Семьи нет [5, c. 26].

Голубев Георгий Степанович

Допрос

15. 09. 37 г.

Священник старо-славянской ориентации.

Семья оставила в 1935 г., была жена и два сына.

Окончил Киевскую Дух. Академию.

Проживаю в Переяславе с 1935 г. Единственный источник жизни - милостыня.

Проживал в Киеве, служил в Мало-Софиевском соборе, который был закрыт в 1935 году. А мне предложили оставить Киев. И я выехал в Переяслав.

По приезде в Переяслав я остановился на жительство у Кардаш Феклы Петровны по узкому Переулку, а потом перешел на жительство к священнику Николаю Стеценко. У него проживал около года, а когда он выбрался, я остался в его квартире.

Да, епископа Линчевского Филарета я знаю, он был епископом Черкасским, а теперь он был епископом Волынским-Житомирским. До закрытия Мало-Софиевского собора мы служили в соборе трое, с архиепископом Сергием и епископом Филаретом Линчевским.

В г. Киеве я был в этом году после Пасхи, ездил починять очки. В Киеве бродяжничал несколько дней. С Линчевским виделся в Набережной Николаевской церкви.

Я ничего не возил Линчевскому от Стеценко, и так же Линчевский ничего не передавал Стеценко.

Нет, я в никакой подпольной организации не состою.

Нет, я антисоветской агитацией не занимался и контрреволюционных слухов никаких не распространял [6, c. 31].

Михайловский Григорий Иванович

Анкета

9 марта 1871 г. с. Плоское, Полтавской обл. Сын попа, отец был поп, имел 20 десятин земли.
Жена Наталья Григорьевна, 1874 года рождения, проживает г. Переяславль, ул. Горького, 58
Дочь Галина, 40 лет, врач, г. Киев, ул. Тарасовская, 10, кв. 7.
Дочь Лидия, учитель, 37 лет, на Киевщине
Сын Виктор, 35 лет, г. Харьков
Дочь Августа, 30 лет, бухгалтер, г. Киев, Рейтарская 17, кв. 9
Сын Леонид, 26 лет, учитель в Мелитополе. [7, c. 49].

Михайловский Григорий Иванович

Допрос

14.09.37 года. С 1896 года по 1936 г. священник в с. Подворки Переяславского р-на. Я не о какой к-революционной группе не слышал и к-рев. работы не проводил. Кого из попов-тихоновцев Вы знаете? Стеценко Николай Копа-Овдиенко Василий Свириденко Ириней Пономаренко Михайла Степаненко Пономаренко Николай Зелинского Ивана

Баська - в общем, всех попов, работавших в Переяславском районе, т. к. я был благочинным с 1930 г.

Еще раз говорю, что я к-р. работой не занимался и в политику не вмешивался. Нет, я не вызывал, но ко мне подходили два человека, Чемерис Даниил Даниилович, бывший полицейский, Таран Мефодий Семенович, б. церковный староста, они просили меня от имени общины хлопотать об открытии церкви в с. Подворки, я отказался и посоветовал им обождать, пока будут открыты церкви в других селах.

Оскорбительно обзывались о вожде партии и рабочего класса, тов. Сталине. На обеде, устраиваемом кладбищенской церковью, я не был. Разговор же со Стеценко Николаем о Конституции у нас с ним был в квартире. Но разговор был не в том духе, как говорит Стеценко. Я просто просил Стеценко о том, если он будет в Киеве, узнал бы у Митрополита, можно ли совершать требы.

Я вообще антисоветских разговоров не вел, так как знал, что антисоветские разговоры будут известны НКВД. Поэтому я следил за собой [8, с. 56].

Свириденко Степан Терентиевич

Анкета

-    Дата/место рожд. 4 января 1883 р., с. Пристромы Переяславского района Киевской обл.
-    м. жит. г. Переяслав
-    кулак, раскулачен в 1930 г.
-    служил в старой армии рядовым
-    судился 1927г. - 1 месяц принудительных работ за побои
-    образование - сельская школа
-    жена Мария Андреевна, 1897 г.
-    сын Петр, 22 года
-    дочь Евдокия, 17 лет (прож. в Бородянском районе)
-    брат Ириней Терентьевич, монах, прож. в г. Переяславе
-    дочь Василиса, 23 года - в Бородянском районе с Евдокией [9, с. 78].

Справка-характеристика

Видана Переяславському Райвідділу НКВС про те, що Свириденко Степан Терентійович Переяславського району, по соціальному стану куркуль, мав землі 76 га, коней 3 шт., волів 2 пари, корів 4 шт., дрібної худоби 25-30 голів, хату, дві клуні, дві комори та 5 сараїв, використовував найману працю, довгий час дякував у Пристрімській церкві і в спілці з попами Копою-Овдієнко, з Свириденко Ірінеєм Терешковичем, який є його брат, та куркулями, церковниками, агітував населення на зрив сільськогосподарських робіт та проти державних завдань. Виборчими правами ніколи не користувався, до 1930 р. оподатковувався експортним податком.

В 1930 р. господарство розкуркулене і передано до колгоспа, а його, як куркуля, виселено з села, і він був намічений на зсилку на север, від якої він утік, переховувався невідомо де. З 1933 р. по цей час повертався часто в Пристроми і був уже попом, де і як він став попом - сільській раді невідомо, проводив у хатах колгоспників релігійні обряди, хрестив дітей, святив паски та агітував із згаданими попами та куркулями проти закриття церкви, проти перебудови з неї колбуда і що скоро почнеться війна, і всіх комуністів буде побито. Весь час вороже ставився до Радянської влади і з ненавистю до бідного селянства. В час розкуркулення та виселення його він загрожував активу села.

Довідка

Громадянин Свириденко С. Т. мешкав в м. Переяславі, прибув до м. Переяслава з села Пристрім, піп розкуркулений, позбавлявся виборчих прав, займався спекуляцією, жив з нетрудових прибутків, людина без певних занять. Підпільно справляє релігійні обряди, організовує відсталу частину населення проти міроприємств Радянської влади [10, с. 89].

Постановление:

«Я, прокурор Переяславского района ... нашел, что гражданин Свириденко С. Т. систематически проводит среди населения контрреволюционную пропаганду, направленную на подрыв мощи СССР ... мерой пресечения избрать содержание под стражей» [11, с. 97].

Допрос

В: Скажите, Свириденко, с какого времени вы проживаете в Переяславе?

O: Проживаю в Переяславе с 1936 г. Прибыл после раскулачивания. С того времени определенных занятий не имею. Работаю периодически на поденных работах.

В: Расскажите, Свириденко, кого вы из попов знаете в г. Переяславе и районе?

О: Стеценко Николая Никитовича, Копу-Овдиенко Василия Тимофеевича, Михайловского Григория, Пономаренко Михаила.

В: Следствию известно, что вы, Свириденко, принадлежали к группе попов - тихоновцев, проводящей контрреволюционную работу. Расскажите следствию о проводимой Вами контрреволюционной работе. O: О контрреволюционной группе попов-тихоновцев я ничего не знаю.

Контрреволюционной работой не занимаюсь.

В: Следствию известно, что вы 1 мая 1937 г. были в Пристромах, где нелегально святили пасхи и подговаривали верующих к оказанию сопротивления при разборе церкви. А также вели агитацию за открытие церкви.

O: 1-го мая 1937 г. я действительно святил пасхи в с. Пристромах, разговоров же о церкви ни с кем не вел.

B: Следствию известно, что вы, Свириденко, распускали среди населения провокационные контрреволюционные слухи о войне и гибели Советской власти.

O: Я никогда провокационных слухов о войне не распускал. B: Почему вы, Свириденко, проживаете в Переяславе, а семья ваша в Бородянском районе?

O: Я тоже думал выехать к семье, но не хотелось расставаться со своей стороной и со своими людьми.

B: Вы, Свириденко, признаете себя виновным в проведении контрреволюционной работы? O: Нет, не признаю [12, с. 102].

Стеценко Николай Никитич

Анкета

(1898 г. р.) место рождения: Полтавского округа, г. Константиново Роменского уезда, бывшей Полтавской губернии
проживание г. Киев, ул. Батыева № 7, кв. 14
жена Стеценко Анна Григорьевна (32 года)
дочь Дарья (9 лет)
сын Павел (3 года)
С 1918 по 1922 год учительствовал, с 1923 г. - священнослужитель в г. Киеве.
В 1927 года арестован органами Г.П.У. после 24-х месяцев пребывания под арестом был освобожден [13, с. 108].

Стеценко Николай Никитич

Допрос

Из протокола допроса Стеценко Н. Н. от 30 октября 1923 г.

Родился я в 1898 г. в семье крестьянина. В 1908 г. начал учиться, с 1913 г. по 1918 г. включительно учился в Полтавской духовной семинарии. Будучи семинаристом, я примыкал к нелегально существующему кружку социальной демократии (большевиков), хотя этот кружок являлся ученическим и позициально к РСДРП (б) не принадлежал. Революцию 1917 года воспринял радостно, как освобождение угнетенным. Однако отдельные последующие мероприятия, как-то террор, вызывали во мне внутреннюю неприемлемость как несочетавшиеся с моими религиозными убеждениями. Последние советские мероприятия, как-то индустриализацию, коллективизацию, пятилетку и пр. приемлю. К системе народного образования, социального обеспечения отношусь с полным сочувствием, за исключением элементов антирелигиозной пропаганды в школах. Отделение церкви от государства считаю актом всецело положительного значения. Некоторые моменты в жизни старой церкви не приемлю. К таким моментам отношу согласие со смертной казнью. Изъятие церковных ценностей для помощи голодающим считаю допустимым. Оценить поступок бывшего патриарха Тихона, выразившийся в отказе сдать ценности, не могу, т. к. не знаю его мотивов. Круг моих знакомых ограничивался правящими священниками и отдельными членами церковной общины.

Случаев, когда бы сообщались специально для обсуждения тех или иных советских мероприятий, не было, разговоры же касательно тех или иных моментов советского строительства бывали. Отрицательное высказывание против отдельных моментов человеческого строительства были, но не с моей стороны. Принципиально допускаю, что были случаи разговоров, выражавших неудовольствие теми или иными моментами советской жизни, носящие обывательный характер, конкретных случаев этого указать не могу, т.к. не помню.

Протокол с моих слов записан верно, в чем и расписываюсь, священник Стеценко [14, с. 110].

«Секретная Почто-телеграмма, 01.09.37г.

В дополнение к директиве от 27.08.37 за № 601400 предлагаем немедленно установите и арестуйте участника подпольной фашистской организации церковников - тихоновцев священника Стеценко Николая, прож. в г. Переяславле, проходящего по показаниям арестованного VI отд УСБ НКВД УССР епископа Линчевского. Следствие ведите на месте, направьте его на вскрытие контр. рев. фашистского подполья церковников».

Отже, священикам безпідставно приписувалась к/р діяльність, опозиція владі, антирадянські настрої: «Следствием установлено, что указанная группа занималась к/р деятельностью на территории Переяславского района. Практическая их к/р деятельность выражалась в том, что они распространяли среди населения провокационные слухи о войне и поражении соввласти, доказывали населению, что с приходом на Украину немцев жить станет лучше и будет восстановлена церковь и её права, а также будет восстановлена частная собственность. Украина будет самостоятельным государством. Наряду с этим проводили к/р агитацию за открытие закрытых церквей и оказание сопротивления в случае разбора закрытых церквей и строительства культурных учреждений. В результате к/р деятельности указанных попов в районе, начиная с мая месяца 1937 г. имела место «Волынка» в сёлах Пристромы, трижды повторяемая, Девички, Андруши, Демьянцы, а также велась подготовка и по другим сёлам. «Волынка» сопровождалась избиениями активистов, оскорблениями вождей партии и правительства, призывами к свержению соввласти» [15, с. 133].

Слідча справа № 540 направлялась на розгляд Трійки Київського Обласного Управління НКВС.

При провадженні попереднього слідства працівники каральних органів намагалися отримати від звинувачених зізнання в інкримінованих їм злочинах. Основними документами є протоколи допитів звинувачених та свідків.

В умовах розкручування маховика репресій від звинувачених вимагали не лише визнати особисту вину, але й обмовити інших людей. Слідство було підпорядковане суворій необхідності встигнути за будь-яку ціну виконати висунуті керівництвом завдання.

ДЖЕРЕЛА ТА ЛІТЕРАТУРА

  1. Галузевий державний архів Служби Безпеки України. - Ф. 20. - Оп. 1. - Спр. 540, арк. 2.
  2. Там само, арк. 10.
  3. Там само, арк. 12.
  4. Там само, арк. 15.
  5. Там само, арк. 26.
  6. Там само, арк. 31.
  7. Там само, арк. 49.
  8. Там само. арк. 56.
  9. Там само, арк. 78.
  10. Там само, арк. 89.
  11. Там само. арк. 97.
  12. Там само. арк. 102.
  13. Там само. арк. 108.
  14. Там само, арк. 110.
  15. Там само. арк. 133.

У статті коротко подаються матеріали однієї архівно-слідчої справи про репресії священнослужителів на Переяславщині в період «Великого терору».

Ключові слова: репресії, попи-тихонівці, контрреволюційна діяльність, допит, анкета, обвинувачення.

Кухарева Н., Вышаровский В. Православные исповедники в новейшей истории Переяславского края ( по материалам архивно-следственного дела № 540).

В статье кратко подаются материалы одного архивно-следственного дела о репрессиях против священнослужителей на Переяславщине в период «Великого террора».

Ключевые слова: репрессии, попы-тихоновцы, контрреволюционная деятельность, допрос, анкета, обвинения.

Kuhareva N., Vysharovskiy V. Orthodox confessors in the resent history of Pereyaslav region (on the materials of archive-investigatory affair № 540.

In the article are shortly given the materials of one archive-investigatory affair about repressions against priests in Pereyaslav region in period of «Great Terror».

Key words: repressions, priests, counterrevolutionary activities, interrogation, form accusation.


Автор: Наталія Кухарєва, Віталій Вишаровський (Переяслав-Хмельницький)

1